История фестиваля

Поёт российское село

  В регионах Российской Федерации проводится немало разножанровых   фестивалей и праздников.  С уверенностью можно сказать, что в проектах, реализуемых ГРДНТ им. В.Д. Поленова совместно с коллегами из регионов, предстают настоящие шедевры народного исполнительства. И  Всероссийский фестиваль-конкурс народных хоров и ансамблей «Поёт село родное» является ярким тому доказательством.
В статусе всероссийского этот проект реализуется, начиная с  1992 года.  Впервые творческий смотр прошел в Омской области – на земле Сибирского Прииртышья, богатой песенно-хоровыми традициями. Вначале фестиваль проводился с трехлетней цикличностью: 1-й год – на местах, в территориях; 2-й год – в трех-четырех региональных центрах; 3-й год – финальный этап (один из городов РФ).  В финале принимали участие призеры (лауреаты) региональных этапов.
В разные годы фестиваль-конкурс проходил в гг. Смоленске, Брянске, Курске, Липецке, Новосибирске, Алдане (Республика Саха (Якутия), Пскове, Кирове и др. В 2009 г. были определены два центра для организации заключительных праздников: гг. Омск  (для коллективов Урала, Сибири, Дальнего Востока) и Курск  (для коллективов Европейской части России).
Позднее (с учетом особенностей экономической ситуации) было принято решение об установлении ежегодного, начиная с 2011 г., проведения фестиваля в двух-трех регионах без заключительного этапа. В 2013 году IX Всероссийский фестиваль-конкурс «Поет село родное» был проведен в Забайкальском крае, Тверской и Оренбургской областях, –  в территориях, ранее не имевших подобного опыта.
Целесообразным оказалось использование организационно-творческих возможностей не только областных, но и районных центров. Это дало возможность более широкого знакомства жителей регионов с лучшими художественными коллективами страны, способствовало активному развитию народно-певческого направления в любительском творчестве. Так,    в разные годы фестивальными центрами стали: поселок Большеречье Омской области, поселок Листвянка Иркутской области, село Долгодеревенское Челябинской области, город Котельнич – районный центр Кировской области.
Сегодня «Поёт село родное» – уже больше чем фестиваль, это форма общения, широкая возможность для показа результатов творческой работы любительских коллективов, настоящая творческая лаборатория. Можно  сказать, что это певческое движение: проведению Всероссийского мероприятия предшествуют многочисленные фестивали-конкурсы местного значения.  Они убедительно доказывают: народная песня жива и нужна, несмотря на все выкрутасы современной цивилизации.
С каждым разом все более заметен  качественный  рост  самодеятельных хоров и ансамблей: разнообразнее становится репертуар, появляются новые формы и методы преподнесения традиционного материала.   В регионах, где в свое время были заложены традиции хорового исполнения народной песни, где государственные и бывшие областные профсоюзные коллективы являются своеобразными «центрами притяжения» для любительских  хоров, сохранились большие певческие составы, в основном при РДК, со своим специфическим репертуаром.   На  проходящих в последние годы фестивалях примерно треть участников — народные хоры, исполняющие обработки народных песен и авторские произведения в народном стиле.
Следует отметить преимущественное участие в конкурсе коллективов именно из сельской местности, достойный общий уровень конкурсантов, содержательность и разнообразие конкурсных программ.
В  жанре народно-певческого исполнительства произошли заметные изменения. Исчезли ранее присущие многим хорам парадность, политизированность репертуара.  Наметился интерес участников к более глубокому освоению, осмыслению традиционного песенного материала, изучению народных исполнительских приемов, постижению региональной специфики, поиску новых средств выразительности (музыкальной, сценической и т.п.).
Хоры становятся более подвижными, активными, свободно перемещаются по сцене, вполне обходясь без танцевальной группы. Некоторые из них скорее можно считать большими ансамблями (с учетом специфики певческой манеры, особенностей формирования репертуара и т.п.).
Наблюдается определенная тенденция к поиску новых экспериментальных направлений, в основном среди ансамблей народной песни. Они ищут свой подход к  прочтению традиционного репертуара, к его оригинальному преподнесению на современной сцене (специальная режиссура, подача музыкального материала в современной аранжировке и др.).
До сегодняшнего дня народами России сохранены лучшие образцы песенного народного творчества. Яркое художественное впечатление неизменно производят коллективы, целенаправленно осваивающие местный репертуар, региональные исполнительские традиции. Они не стремятся к внешним  эффектным приемам. Именно их простота и естественность  (в манере пения, в сценическом «преподнесении» фольклорного материала, в отношении к народному костюму и др.) оказывают незабываемое воздействие на зрителей и слушателей.
Активно внедряются в фестивальную практику уличные  шествия, выступления певцов и музыкантов на открытых площадках, что способствует активному приобщению широкой аудитории к народному искусству. Для участников организуются мастер-классы ведущих хормейстеров,  выездные концерты в сельскую глубинку для  знакомства местных жителей с творчеством исполнителей из других регионов.
Каждый раз фестиваль собирает сотни участников, превращаясь в незабываемый праздник, где с необыкновенной щедростью раскрывается душа самобытных творцов.  Радует, что коллективы бережно относятся к народной песне, к народным истокам. Слова огромной благодарности участникам хоров и ансамблей за то, что они доносят народную песню до широкого слушателя, сохраняя особенности национального мелоса и традиционную специфику исполнения.
С каждым фестивалем наблюдается рост профессионального мастерства самодеятельных объединений, всё заметнее проявляется желание руководителей и участников коллективов вступить в певческое соревнование, стремление быть лучшими. Сегодня фестиваль уже больше, чем просто фестиваль, — это действенное средство сохранения и развития любительского творчества, уникальная форма неформального общения.
Особенностью нынешнего, XVI Всероссийского фестиваля-конкурса «Поет село родное», стала организация двух центров проведения   в гг. Оренбурге (Европейская часть России) и Чите, причем для коллективов Урала, Сибири, Дальнего Востока пришлось, в связи с непростой эпидемиологической обстановкой, оперативно переформатировать долгожданный творческий смотр в онлайн-мероприятие.
Нет никаких сомнений, что потенциал учреждений культуры Забайкальского края, краевого Учебно-методического центра культуры и народного творчества, их богатый опыт реализации общественно значимых просветительских акций будут способствовать успешному проведению фестиваля.  Будем надеяться, что он откроет новые имена, подарит всем нам ощущение праздника, передаст через расстояния добрую атмосферу творческого и дружеского общения единомышленников.
Накопленный организационно — творческий опыт, положительные результаты практической деятельности ГРДНТ им. В.Д. Поленова и региональных домов (центров) народного творчества по проведению подобных мероприятий доказывают необходимость дальнейшего целенаправленного изучения, сохранения и развития народно-певческих традиций, являются важным стимулом для творческого роста самобытных исполнителей из сельской местности.

                       П.А. Сорокин —
 заведующий отделом народно-певческого искусства ГРДНТ им. В.Д. Поленова, заслуженный артист РФ, лауреат Премии Правительства РФ «Душа России»
за вклад в развитие народного творчества